-???-

Дети и айкидо


Нередко родители, выбирая для своих детей ту или иную систему физического развития и укрепления здоровья, останавливают свой выбор на восточных единоборствах, доверяя многовековому опыту различных школ боевых искусств. В то же время, редко кто из родителей имеет точное представление о том, что же это такое и чего можно ожидать от таких занятий.
“ – А не станет ли мой ребенок драчуном?
- Не повредят ли его здоровью серьезные тренировки?
- Смогут ли в жизни пригодится полученные навыки?
- Не противоречат ли занятия боевыми искусствами нашей культуре и нормам христианской морали?”
– такие вопросы звучат последнее время все чаще, и это хорошая тенденция, которая свидетельствует о серьезной заинтересованности взрослых вопросами духовного и физического здоровья своих детей.
Не беремся судить обо всех боевых искусствах (их существует великое множество и у каждого из них свои принципы и цели), поговорим об айкидо, которое, на наш взгляд, представляет собой действенную систему развития телесных и личностных сил человека, которая вполне доступна для освоения детьми.
Попробуем ответить на ряд вопросов вызывающих опасения родителей.
По поводу первого опасения можно сказать следующее: если ваш ребенок занимается айкидо, то драчуном он никогда не будет. Почему? Потому что первичный импульс практически любой драки – агрессия – неуправляемая эмоция, которая несет отрицательный энергетический заряд, разрушительный по своей природе и вызывающий ответную агрессию. В драке происходит нагнетание, “раскручивание” агрессивного импульса, отрицательной энергии нередко вплоть до трагических последствий. В айкидо же атакующий встречается с гармоничной энергией встречающего атаку, которая как бы “растворяет”, нейтрализует импульс нападения, даже если он и был направлен на поражение. Ну, а если это учебный поединок айкидо, то уже сама атака – это своеобразный пас партнеру, для партнера – бери мою энергию, работай с ней, учись. Партнеры – точильные ножи для обоюдного самосовершенствования, каждый из них – зеркало для другого, в котором можно увидеть, что верно и что ошибочно. Ведь айкидо по замыслу его создателя, Морихеи Уешибы, борется не с агрессором, а с агрессией.
Айкидо миролюбиво. Принципы айкидо настолько созвучны лучшим гуманистическим идеям в современной психологии, что это замечает каждый, кто хоть немного касался этой области знаний о человеке. Неслучайно известный психолог и психотерапевт М.Литвак один из своих бестселлеров назвал “Психологическое айкидо” – книгу полезную для тех, кто хочет научиться общению и обрести внутреннюю гармонию.
Айкидо – это опыт бесконфликтного общения на языке тела, опыт который глубоко запечатлевается сознанием и переносится в повседневную жизнь. Внимание и доброжелательность к партнеру, без которых нельзя обойтись во время тренировок без ущерба здоровью, способствуют росту взаимопонимания между детьми, преодолению различных препятствий в отношениях к другому. Занимаясь айкидо, человек становится более добрым и мудрым, делающим свою жизнь и жизнь окружающих его людей более чистой и светлой.
Вопрос здоровья детей с каждым годом становится все более острым. Грамотно организованные занятия айкидо способны эту остроту существенно снизить. Каждая тренировка начинается универсальной с точки зрения физиологии и достаточно длительной по времени разминкой. При этом прорабатываются важнейшие системы организма: дыхание, все отделы позвоночника, различные группы мышц, суставы, вплоть до пальцев рук и ног. Далее следуют базовая и практическая часть тренировки, каждая имеет свое значение, по-своему укрепляет и развивает тело и сознание ученика. Добавим, что дети занимаются босиком на специальном покрытии – татами (что сродни мягкому закаливанию), и уже на первом году занятий осваивают техники безопасного падения, которые позволят избежать частых травм в беспокойном возрасте.
Надо сказать, что многие родители, дети которых занимаются айкидо, отмечают не только общее укрепление сил и здоровья своих детей, но и заметный интеллектуальный прогресс. Как долгосрочный (“ребенок стал лучше учиться”), так и ситуативный (“после тренировки уроки делает в два счета, сходу решил задачу, над которой сидел до этого пару часов”). Такую зависимось часто отмечают и взрослые, и, в особенности студенты, сочетающие учебную деятельность и тренировки. Помимо этого, айкидо развивает интуицию, умение предвидеть опасности самого разного рода и вовремя на них реагировать.
Теперь немного о трудностях в тренировках. Физические нагрузки в айкидо сравнимы с общефизкультурными, поэтому не стоит опасаться, что ребенок “не потянет” или будет чрезмерно уставать. Правда, на определенном этапе занятий могут возникнуть трудности, но совсем иного порядка. Принятое по отношению к некоторым единоборствам название – “искусство” – дает нам возможность провести еще одну параллель – сравнить процесс обучения ребенка музыке и детские тренировки в айкидо. Несомненность пользы музыкальных занятий для развития личности ребенка утверждена уже давно. Однако далеко не всегда поступивший в музыкальную школу ребенок успешно заканчивает ее. На это имеется, как правило, ряд причин. Наиболее существенная из них – это столкновение с необходимостью длительных занятий за инструментом, т.е. по сути нежелание или неумение ребенка понуждать себя заниматься кропотливой и нередко однообразной работой. И лишь затем в ряду причин следуют недостаточные способности ребенка, состояние его здоровья и прочие.
В регулярных занятиях айкидо таятся сходные трудности. На определенном этапе сознание ученика сталкивается с повторением, отработкой техник, шлифовкой их элементов, и, нередко настроенное на приток новой внешней информации восприятие ребенка начинает “скучать”. Совершенное исполнение техники еще далеко, а смысл повторений не всегда понятен, оттого утомителен. Вот основное “сопротивление материала” в айкидо, которое, однако, старательные и целеустремленные ученики легко преодолевают. Для остальных ребят на этом этапе весьма кстати может оказаться мягкий котроль и поддержка со стороны родителей.
Теперь немного о культурно-религиозном аспекте. Айкидо сегодня известно и практикуется во всем мире. Его нравственные законы, как уже отмечалось, строятся на миролюбии, на дружественном отношении к другому, кто бы он ни был, и по сути близки христианским ценностям (“возлюби ближнего своего как самого себя”). Однако надо понимать, что айкидо – не религиозное учение, оно решает принципиально иные задачи, не заменяет собой и не вступает в противоречие с общекультурным или церковным воспитанием детей в христианских традициях.
По поводу выбора для ребенка того или иного боевого искусства можно говорить много и убедительно. Каждое имеет свои преимущества, по-своему ценно. Мы же позволим себе небольшой пример. На одном из республиканских семинаров по айкидо, где проходила аттестация, рядом с нами среди зрителей оказался мужчина средних лет с любовью и спокойной гордостью наблюдавший аттестационное выступление мальчика лет десяти. Разговорились. Собеседник, доцент одного из минских ВУЗов, как выяснилось, в молодости серьезно занимался каратэ. На вопрос, почему же сын в таком случае предпочел айкидо, он ответил: “В зале, где проходили тренировки, занимались две группы ребят. Первая – группа каратэ, сразу после нее – айкидо. Прежде чем сделать выбор, мы понаблюдали занятия в первой и во второй группе. Решающим для меня оказалась атмосфера тренировок и общее состояние ребят. Те, кто занимались айкидо отличались каким-то спокойным, гармоничным состоянием, поведением. Никаких резких движений, выкриков, стычек между собой даже в свободное время перед началом тренировки, когда мальчишки предоставлены сами себе. Мне захотелось видеть своего сына среди них”.
Каждый выбирает по себе. Темперамент, жизненные цели и ценности человека рождают стиль его поведения, общения, в конечном счете – стиль жизни. И если вы не стремитесь формировать личность своего ребенка по типу Победителя (“Ты самый лучший, самый сильный”), то в айкидо, скорее всего, ему будет комфортно.
Айкидо наполнено ресурсами для развития человека, в том числе и ребенка. Одни из них более доступны, другие – открываются по мере роста мастерства. Одним словом, у хорошего учителя айкидо может стать действенным средством воспитания гармоничной личности ребенка в единстве ее физической, интеллектуальной и нравственно-психологической сторон.

Молодечненская школа айкидо


-???- | -???-